Описание рынка мощности
Основная цель ввода рынка электрической мощности с 1 января 2019 года - это обеспечение балансовой надежности энергосистемы Казахстана. Под балансовой надёжностью понимается способность энергосистемы удовлетворять потребительский спрос на электроэнергию в любой момент времени.
Ввод рынка электрической мощности позволит:
- повысить инвестиционную привлекательность отрасли через обеспечение долгосрочных гарантий для инвесторов, развивающих генерирующие мощности;
- обеспечить долгосрочную надежность работы Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан посредством опережающего развития генерирующих мощностей.
Существующий тариф на электрическую энергию будет разделен на две части:
- тариф на электроэнергию – переменная часть, которая будет обеспечивать окупаемость затрат на производство электрической энергии;
- тариф на мощность – постоянная часть, которая будет обеспечивать возвратность вложенных инвестиций в строительство новых и обновление, модернизацию, реконструкцию, расширение существующих электрических мощностей.
Согласно подпунктам 3), 4) и 5) пункта 2 статьи 10-3 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» Единый закупщик осуществляет покупку услуги по поддержанию готовности электрической мощности и централизованное оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки. Потребители будут оплачивать услугу по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки по единой средней для всех цене. Таким образом, расходы на создание новой генерации, расширение и модернизацию электростанций будут распределяться равномерно между всеми потребителями республики.
Приказом Министерства энергетики Республики Казахстан № 357 от 07 сентября 2018 года ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (далее - ТОО «РФЦ по ВИЭ») определено Единым закупщиком, осуществляющим централизованную покупку услуги по поддержанию готовности электрической мощности и централизованное оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
Согласно пункта 6 статьи 12 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» энергоснабжающие, энергопередающие организации и потребители, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии, обязаны заключать с единым закупщиком договоры на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки и участвовать в рынке электрической мощности на основании данных договоров.
Энергоснабжающие, энергопередающие организации и потребители, являющиеся субъектами оптового рынка, формируют прогнозные заявки на потребление, в которых указывают максимальные значения электрической мощности потребления на каждый месяц и направляют их системному оператору не позднее первого августа года, предшествующего расчетному году. Максимальная мощность потребления рассчитывается как среднее арифметическое среднечасовых значений потребления в рабочие дни в часы с 17-00 до 23-00.
Объемом услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, устанавливаемым на расчетный год в договоре, является максимальная за соответствующий год электрическая мощность потребления, указанная в соответствующей прогнозной заявке на потребление. Изменение договорного объема в сторону уменьшения не допускается. Покупка электрической энергии в контрольные часы рабочие дни субъектом оптового рынка на рынке электроэнергии допускается в пределах договорного объема на мощность. В случаях превышения по факту месяца к разнице превышения над договорным объемом применяются штрафные коэффициенты.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об электроэнергетике» энергопроизводящей организации запрещается реализация электрической энергии субъектам оптового рынка, не имеющим договоров с единым закупщиком на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.
Системный оператор на основе прогнозных заявок субъектов оптового рынка в срок не позднее первого октября года, предшествующего расчетному, разрабатывает прогнозный спрос на электрическую мощность на предстоящий и последующий календарные годы.
Для покрытия прогнозного спроса на электрическую мощность единый закупщик осуществляет заключение договоров о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности (в порядке приоритетности):
- с победителями тендеров на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию (индивидуальный тариф, объем и сроки покупки устанавливаются уполномоченным органом);
- с действующими энергопроизводящими организациями, которые заключили инвестиционное соглашение на модернизацию, расширение, реконструкцию и (или) обновление с уполномоченным органом (индивидуальный тариф, объем и сроки покупки устанавливаются уполномоченным органом);
- ежегодно с действующими энергопроизводящими организациями, в состав которых входят теплоэлектроцентрали, по предельному тарифу на услугу по поддержанию готовности электрической мощности;
- ежегодно до 25 декабря с действующими энергопроизводящими организациями на предстоящий календарный год по результатам централизованных торгов электрической мощностью по ценам и в объемах, которые сложились по результатам данных торгов.
На централизованные торги энергопроизводящие организации допускаются после проведения системным оператором аттестации электрической мощности генерирующих установок.
Оператор рынка централизованной торговли ежегодно во второй декаде ноября месяца организует и проводит централизованные торги электрической мощностью на предстоящий календарный год в порядке, установленном уполномоченным органом.
Участниками рынка электрической мощности являются: системный оператор, единый закупщик, энергопроизводящие организации, потребители рынка мощности, в том числе промышленные комплексы, оператор рынка централизованной торговли.
Ниже представлена модель электрической мощности.